АНАЛИТИЧЕСКИЕ И УСЛОВНЫЕ ЗАДАЧИ

 

№ 139  С. Лойд

 1876

Мат во сколько ходов?

 Нетрудно найти решение задачи в три хода:

1. Лh8:b8 (с угрозой 2. h7-h8Ф) 1... Крс7:b8 2. Крс5-b6 ~ 3. h7-h8Ф(Л)#.

Однако имеется еще решение в один ход 1. а5:b6#, если удастся доказать допустимость взятия на проходе. Как известно, взятие на проходе на первом ходу решения задачи или этюда допускается лишь в том случае, если можно доказать, что на своем предыдущем ходе взятая пешка сыграла на два поля, т. е. в данном случае, что последним ходом черных было b7-b5.  Это и надо доказать. Рассмотрим позицию пешек на королевском фланге. Одна из строенных белых пешек на линии «g» пришла с поля h2, вторая с вертикали «f», пешка h7 проделала длинный путь с линии «d». В общей сложности белые взяли 6 черных фигур (но не пешек!), которых как раз и недостает. Конфигурация черных пешек получилась так: пешка е7 побила слона белых на f6, пешка h7 — другую фигуру на g6, а пешка h3 является пришельцем с линии «d», взявшим по дороге остальные три недостающие белые фигуры (слон f1 был побит черными на этом же поле) и еще одну фигуру, превращенную белыми из пешки. Превращение могло быть осуществлено только на вертикалях «а» или «с». На линии «b» это не могло произойти, так как тогда черная пешка должна была пропустить белую, т. е. взять, по крайней мере, еще одну белую фигуру, а мы уже выяснили, что брать больше нечего было. Поскольку на вертикалях «а» и «с» уже стоят белые пешки, пешка, превращенная в фигуру, могла попасть на одну из этих вертикалей, лишь взяв черную пешку. Теперь рассмотрим всевозможные последние ходы черных. Ими не могли быть b6-b5 и Са7-b8, так как белый король находился бы под шахом. Не проходит а6:b5, ибо пешке нечего было брать. Не мог играть черный король с восьмой горизонтали, так как в этом случае необъяснима позиция белой ладьи. Не мог он играть и с полей b7 или d7, так как тогда последний ход белых должен был быть d5:c6+. Из позиции ясно, что эта пешка пришла с линии «с», следовательно было еще одно взятие черной фигуры, а такой нет, ибо черная пешка «a» не могла пройти к полю превращения, чтобы затем оказаться побитой на линии «d». Пешка h3 пришла с поля d7, поэтому невозможно h4-h3. Остается рассмотреть ход е7:f6. В этом случае черный слон b8 появился на доске в результате превращения из последней пешки («а» или «с»). Но чтобы одна из них могла пройти к полю превращения, соответствующая белая пешка должна была уступить ей дорогу, бить же последней нечего было...

Таким образом, последний ход черных мог быть только b7-b5, и взятие на проходе возможно. Отметим, что одна из первых задач со взятием пешки на проходе на первом ходу решения была составлена из­вестным русским проблемистом середины прошлого века Пеликаном.

139а.  В. Пеликан

1862

Мат в 3 хода

Из положения видно, что последний ход черных мог быть только g7-g5, поэтому белые имеют право взять пешку на проходе:

1. hg+ Kph5 2. gh ~ 3. h8Ф(Л)#.

Задача Лойда сложнее и труднее.  Она была опубликована под девизом «Spectrum analysis» (что означает «Чудище анализа») и вначале решена только Шинкманом. В дальнейшем такого рода аналитические задачи со сложным доказательством возможности взятия на проходе стали публиковаться в большом количестве.

 

№ 140  С. Лойд

 1894

Мат в 4 хода

 Мат можно дать только путем 1. g5:f6+ (на проходе) 1... Kpg4-f5 2. Лg6-g5+ Kpf5-e4 3. Фh6-g6+ Kpe4-d4 4. Фg6-d3#(или с2-с3)#.

Доказать право белых взять на проходе неизмеримо труднее, чем в предыдущей задаче. Здесь белый король не стоит рядом с черной пешкой, а это вызывает необходимость опровергнуть также возможность последнего хода пешкой на одно поле (f6-f5), что в задачах № 139 и Пеликана было просто. Задача была предложена автором, считавшим ее своим высшим достижением на поприще шахмат, на съезде шахматистов Нью-Йорка летом 1894 г., где она получила название «Задача-воспоминание».

Анализ позиции показывает, что последний ход черных не мог быть ни b7-b6, е7-е6 или е5:f4 (в этом случае не хватит черных фигур для оправдания положения белых пешек на а7 и b4), ни королем с поля h3 (тогда белые должны были на предыдущем ходу играть h4:g5+, а это невозможно по той же причине). 

Остаются ходы f6-f5 и f7-f5. При f6-f5 нельзя установить последний ход белых. Действительно, все их фигуры заперты, а2:b3 (или а3:b4) сыграно раньше (необходимо было освободить вертикаль «а» для прохождения черной пешки а7 к полю превращения, см. партию). Таким образом, остается лишь f7-f5.

Для восстановления партии, приводящей к позиции на диаграмме, был установлен трехмесячный срок. К этому времени Лойд получил от двух шахматистов партию в 51 ход. Лойд показал, что к позиции можно прийти на ход короче.

Вот эта партия: 1. g4 е6 2. Cg2 Ке6 3. Кс3 Сс5 4. Кb5 Фg5 5. Kf3 Фе3 6. fe Kge7 7. Kh4 Kd4 8. ed a5 9. Ce4 Ca7 10. Cg6 hg

11. Kpf2 Лb5 12. Кре3 Лс5 13. dc Kd5+ 14. Kpd4 Kb6 15. cb Cb8 16. Kpc5 Ла7 17. ba a4 18. Kd4 b6+ 19. Kpb5 Cb7 20. Лf1 Cd5

21. Кра6 Сb3 22. ab Kpe7 23. b4 Kpf8 24. Ла3 Kpg8 25. Лh3 а3 26. Кb3 а2 27. Kpb7 а1Л 28. Крс8 Ла5 29. Kpd8 Лh5 30. Ka1 Kph7

31. b3 Kph6 32. Cb2 Kph7 33. Се5 g5 34. Kg6 Kph6 35. Лf6 Лh4 36. Cf4 gf 37. Фh1 Kpg5 38. Фе4 Лh8+ 39. Kpe7 Лс8 40. Лh8 Лd8 

41. Ле8 Лс8 42. Kpf8 Лd8 43. Kpg8 Лс8 44. Kph7 Лd8 45. Лh8 Лg8 46. Kf8 Kph4 47. g5 Kpg4 48. Фg6 Kph3 49. Фh6+ Kpg4 50. Лg6 f7-f5!

Само собой разумеется, что нельзя искать шахматную логику в ходах этой «партии». Она служит лишь доказательством того, что последний ход черных мог быть только f7-f5. Этот новый и очень оригинальный способ доказательства был впоследствии широко разработан и применен в работах В. Гундсдорфера,  Доусона и крупнейшего нашего составителя аналитических задач А. Троицкого   (1866-1942).

 

№ 141  С. Лойд

 1891

Черные сдались. Какой был последний ход белых?

Перед предпоследним ходом белых их король стоял на f3, белая пешка— на g2 и черная пешка — на f4. -

Закрываясь от шаха ферзем, белые сыграли 1. g2-g4, черные взяли пешку на проходе 1... f4:g3++, и после 2. Kpf3:g3+ получилась позиция на диаграмме № 141.

Черные должны сдаться, так как на 2... Kph1-g1 последует 3. Фс8-c1+ Лf5-f1 4. Фс1-с5+! с легким выигрышем после размена ферзей.

Почему, однако, последним ходом белых не мог быть а7-а8С+, b7:а8С+ или b7:с8Ф+? В этом случае позиция белых пешек требует десяти взятий черных фигур. А на доске стоят шесть фигур, не считая взятого на поле f8 черного слона. Итого 17 фигур, что невозможно.

 

№ 142  С. Лойд

 1859

Мат в 2 хода

 1. Фа6-а1!! с неизбежным 2. Фа1-h8#, так как черные не могут рокировать: на последнем ходе они двигали ладью или  короля.

Рокировка в шахматной композиции не допускается лишь в том случае, если можно доказать, что король или ладья в предыдущей игре двигались со своих первоначальных позиций (как это имеет место в задаче Лойда). На таком доказательстве построен ряд аналитических задач.

Следующая задача имеет два различных решения, в зависимости от того, какая из ладей уже ходила.

 

С. Лойд

 «Тексас сифтингс» 1888 г.

Мат в 3 хода

Если ходила ладья а8, то решает 1. Фg5 Kpd8 2. Фd5+ Крс8 3. Ф:а8# или 1... Kpf8 2. Ф:e7+ Kpg8 3. Фf7#.

Если же двигалась ладья h8, то к цели ведет 1. Фd4 Лg8 2. Фd7+ Kpf8 3. Ф:е7#.

 

№ 143  С. Лойд

 1859

Мат в 2 хода или 3 хода?

В опубликованной Лойдом редакции задача имела побочное решение, которое он сам неоднократно, но безуспешно пытался устранить.

Мы приводим позицию в исправленном Э. Цеплером виде.

Если принять, что двигалась ладья а8 (последним ходом черная пешка не могла взять белую па h3, так как позиция белых пешек становится невозможной), то мат дается в два хода:  1. Фb2:g7 ~ 2. Фg7:e7(:h8)# или 1... Лh8-h7 2. Фg7-g8#.

Также в два хода решается задача, если ходила вторая ладья:  1. Фb2-а3 ~ 2. Фа3:е7(:а8)# или 1... Ла8:а3 2. Лb7-b8#.

Если же черные могут рокировать в обе стороны, то мат достигается только на третьем ходу:

1. Лс1-g1! (цугцванг) 1... 0-0   (Кре8-f8) 2. Фb2:g7+ Kpg8:g7 3. Kg5-f7(h7)#;  

1... 0-0-0(Кре8-d8) 2. Фb2-а3 ~ 3. Фа3:а8#, 2... Ла8:а3 3. Лb7-b8#, 2... Ла8-с8 3. Фа3:е7#;  

1... Ла8~ 2. Фb2:g7;  1... Лh8~  2. Фb2-а3. 

№ 144  С. Лойд

 1866

5 заданий

Первое задание: как белые могут дать мат черным в 4 хода, если обе стороны будут делать симметричные ходы?

1. d2-d4 d7-d5 2. Фd1-d3 Фd8-d6 3. Фd3-f5 Фd6-f4 4. Фf5:с8#.

 

Второе задание: как белые могут добиться обратного мата в 8 ходов, если обе стороны будут делать симметричные ходы?

1. е2-е4 е7-е5 2. Kpe1-е2 Кре8-е7 3. Кре2-е3 Кре7-е6 4. Фd1-f3 Фd8-f6 5. Kg1-e2 Kg8-e7 6. b2-b3 b7-b6 7. Ccl-а3 Сс8-а6 8. Kf3-d4+ e5:d4#.

 

Третье задание: как можно 4-м ходом дать мат на вскрышку?

1. f2-f3 е7-е5 2. Kpe1-f2 h7-h5 3. Kpf2-g3 h5-h4+ 4. Kpg3-g4 d7-d5#.

 

Четвертое задание: как можно сделать пат в 10 ходов?

1.e2-е3 а7-а5 2. Фd1-h5 Ла8-а6 3. Фh5:а5 h7-h5 4. Фа5:с7 Ла6-h6 5. h2-h4 f7-f6

6. Фс7:d7+ Kpe8-f7 7. Фd7:b7 Фd8-d3 8. Фb7:b8 Фd3-h7 9. Фb8:с8 Kpf7-g6 10. Фс8-е6— пат.

 

Пятое задание: в какой партии возможен вечный шах уже после 3-го хода?

1. f2-f4 e7-e5 2. Kpel-f2 Фd8-f6 3. Kpf2-g3 Фf6:f4+, и черные дают вечный шах белому королю.

 

№ 145  С. Лойд

 1895

В какое минимальное число ходов из начального положения получилась эта позиция?

 Минимально необходимое число ходов равно 17:

1. с2-с4 d7-d5 2. с4:d5 Фd8:d5 3. Фd1-с2 Фd5:g2 4. Фс2:с7 Фg2:g1 5. Фс7:b7 Фg1:h2 6. Фb7:b8 Фh2-е5

7. Фb8:с8+ Ла8:с8 8. Лh1:h7 Фе5:b2 9. Лh7:h8 Фb2:а2 10. Лh8:g8 Фа2:d2+ 11. Kpe1:d2 Лс8:c1 12. Лg8:g7 Лс1:b1

13. Лg7:f7 Лb1:f1 14. Лf7:f8+ Kpe8:f8 15. Лa1:а7 Лf1:f2 16. Ла7:е7 Лf2:e2+ 17. Kpd2:e2 Kpf8:e7.

Также в 17 ходов можно прийти к позициям:  Крf1-Kpf8 (автор О. Бильграм),  Kpf2-Kpf8 (К. Фабель),

Крf1-Кре7,  Kpf2-Кре7 и Kpe2-Kpf8 (Е. Шильдберг), Кре2-Kpd7 (Г. Дюдни).

 

№ 146  С. Лойд

 1906

В какое минимальное число ходов из начального положения

(без размена фигур) получилась позиция, где белым будет пат?

К этому положению пришла якобы игранная во сне автором партия после 12-го хода черных. В журнале Эм. Ласкера эта шуточная партия была напечатана с комментариями, представляющими собой пародию на распространенный тип примечаний. Предшествующие ходы были такие:

1. d2-d4 d7-d6 2. Фd1-d2 e7-e5 3. a2-a4 e5-e4 4. Фd2-f4 f7-f5 5. h2-h3 Cf8-e7 6. Фf4-h2 Cc8-е6

7. Ла1-а3 с7-с5 8. Ла3-g3 Фd8-a5+ 9. Кb1-d2 Ce7-h4 10. f2-f3 Се6-b3 11. d4-d5  e4-e3 12. c2-c4.

Здесь черные «упустили» возможность заматовать белых в 5 ходов после

12... С:а4 13. f4 Cc2 14. Kgf3 Фа1 15. Кb3 С:b3 или 13. b3(b4) С:b3(Ф:b4) 14. f4 Фс3 и т. д.  

Они сыграли 12... f5-f4,  после чего белым пат.

 

№ 147  С. Лойд

 1858

Поставить черного короля,

чтобы ему можно было поставить мат в 3 хода.

 Черного короля следует поставить на h4, и мат в 3 хода дается путем

1. d2-d4 Kph4-g4 2. е2-е4+ Kpg4-h4 3. g2-g3#,

1... Kph4-h5 2. Фd1-d3 Kph5-g4(h4) 3. Фd3-h3#.

 

№ 148  С. Лойд

 1866

3 задания

 Поставить черного короля на такое поле, чтобы:

1) ему был пат;  2) ему бы мат;  3) ему можно было дать мат в 1 ход.

Решение:  1) поле h1 — пат;  2) поле е3—мат;  3) поле а8— 1. Фg4-с8#.

 

№ 149  С. Лойд

 1860

Мат в 1 ход

Лойд часто демонстрировал свои новые композиции в одном из шахматных клубов Нью-Йорка. Случалось, что, не решив предложенной задачи, при показе автором решения некоторые шахматисты восклицали: «Ах, это понятно, но мы думали, что пешки идут в обратную сторону!»

Однажды, придя в клуб, Лойд сказал: «Сегодня я принес лишь небольшую одноходовку, и вряд ли вы захотите возиться с такой мелочью». Все же решатели захотели ее посмотреть и, как обычно, не смогли найти решения, попадая из одной ловушки в другую. Когда, наконец, Лойд показал мат превращенной пешкой  (1. b7:а8Ф, С#), то они, как обычно, заявили: «Мы не знали, что белые пешки идут вверх, иначе решили бы задачу немедленно!» «Так почему же,— рассмеялся Лойд,— вы не дали мат этой пешкой?»  (при повернутой на 180° доске —

1.  g7-g8Ф(Л)#).

 

№ 150  С. Лойд

 1879

Мат в 3 хода

1. Кb5-с7 Крb4~  2.  Kd6-c4(+)   Кр~-b4(d4)  3. Кс7-d5(b5)#.  

Позиция фигур изображает латинскую букву «C — начальную букву фамилии одного из виднейших американских проблемистов прошлого века Ю. Кука (1830-1915), соавтора первого сборника задач американских авторов (1868), редактора отдела композиции (после Лойда) в журнале «Чесс мансли» и большого друга Лойда. Кук был также известен как непревзойденный специалист по обнаружению побочных решений в задачах, и до настоящего времени в терминологии английских и американских проблемистов сохранилось слово «кук» как синоним второго решения.

 

№ 151  С. Лойд

 1879

Мат в 3 хода

 1. Ле5:d5+ Kpd4:d5 2. Kf7:d6! (угроза 3. Kd6-f7(c4)#)  2... Kpd5-c5 3. Kd6-c8(c4)#

(1... Л:d5 2. Ф:g4+;  1... Кре3 2. Ле5+).

Задача была посвящена американскому мастеру Ю. Дельмару (фигуры на доске образуют латинскую букву «D»), с которым Лойд, кстати, сыграл небольшой матч. В своей книге «Шахматная стратегия» он выступил против распространенного мнения о якобы слабой силе игры композиторов и утверждал, что хороший составитель должен быть обязательно и сильным шахматистом. Вот почему Лойд стремился к практическим поединкам, хотя, конечно, во встрече с таким сильным противником, как Дельмар, перевес оказался на стороне мастера.

 

№ 152  С. Лойд

 1858

Обратный мат в 4 хода

 Задачи на обратный мат были известны с давних пор. Широкое распространение они имели и в России в XIX в. Много композиций этого рода было опубликовано А.Петровым, И.Шумовым, К. Янишем, написавшим даже специальную работу по теории обратных матов.

Задача заключается в том, чтобы заставить черных, несмотря на их противодействие, дать мат белым в нужное число ходов.

1. Фс4-g8!!, и черные не могут воспрепятствовать проведению такого маневра;

2. Фg8-h8+ Фh1:h8 3.Ce1-с3+ Фh8:с3 4. Ла4:а2+ Ла1:а2#.

 

№ 153  С. Лойд

 1860

Кооперативный мат в 3 хода

В задачах на кооперативный мат обычно начинают черные и помогают белым дать себе мат в заданное число ходов.

1. Kpf5-f6 Лg8-а8 2. Kpf6-g7 Cf4-b8 3. Kpg7-h8 Сb8-е5#.  

Красивый вариант, игра в котором напоминает индийскую тему. Публикация этой композиции в «Чесс мансли» сопровождалась шуточным рассказом «Грехопадение монахинь» (неизвестно только, кто был его автором — Лойд или Фиске).

В одном из португальских монастырей две монахини Мария и Анна, несмотря на строжайший запрет кардинала, часто сражались в любимую игру —шахматы. Обычно выигрывала Мария, но однажды за очередной партией она с удивлением обнаружила, что голова у нее затуманена и она не в состоянии думать. В результате ее позиция с каждым ходом становилась все хуже и хуже. Тут она вспомнила, что перед игрой съела одно из двух яблок, которые ей в корзинке перебросил через монастырскую стену один молодой человек, оказывавший ей с недавнего времени определенные знаки внимания. Яблоки, как символ грехопадения первого человека, были в то время запрещены в монастырях. Мария решила, что съеденное ею яблоко подействовало на нее таким же образом, как и яблоко, предложенное змием-искусителем, на Еву. Ева нашла выход в том, что предложила яблоко Адаму. Мария решила поступить так же — принесла второе яблоко и дала его Анне. К этому времени партия пришла к позиции на диаграмме (белые — Мария). Съев яблоко, подталкиваемая «злым духом», Анна стала подыгрывать своей партнерше — и получила мат в три хода.

По-видимому, Лойд составил эту задачу в качестве иллюстрации к рассказу, потому что больше у него нет задач на кооперативный мат. Сам того не подозревая, он оказался одним из первооткрывателей этого вида сказочных шахмат, получившего в наши дни широкое распространение.

Первые задачи на кооперативный мат, правда весьма несовершенные, были опубликованы в 1854 г. в немецком журнале «Шахцейтунг» Ланге.

Задача Лойда первоначально была опубликована с черными слонами на полях g2 и h2 и имела следующее решение:

1. Cf3 Крс3(с4) 2. Кре4 Лd8 3. Фf5 Лd4#

(слон h2 устраняет побочное решение 1. Cf3 Cg5 2. Cg4 Ле8 3. Фg6 Ле5#).

Затем Лойд нашел более красивый вариант и снял слона g2, но почему-то сохранил ставшего ненужным второго слона. Мы позволили себе снять и его с доски.

 № 154  С. Лойд

 1860

Белые берут обратно свой последний ход и дают мат в 1 ход

 Белые берут обратно ход а7:b8С, ставят на b8 черного слона

и матуют ходом   1. а7-а8Ф(С)#.

 

№ 155  С. Лойд

 1860

Белые берут обратно свой последний ход и дают мат в 1 ход

Белые берут обратно ход е5:d6 (на проходе), ставят на d5 черную пешку

и дают мат путем 1. Фd2-с3#.

 

№ 156  С. Лойд

 1860

Белые берут обратно свой последний ход и дают мат в 1 ход

 Здесь белые возвращают ход Ла1-а4

и матуют ходом  1. 0-0-0#.