Е. И. УМНОВ

 

ШАХМАТНАЯ ЗАДАЧА XIX ВЕКА

Государственное издательство

 

«ФИЗКУЛЬТУРА и СПОРТ»     Москва    1960

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Часть I. Зарождение современной шахматной задачи

Глава  1. Предыстория задачной композиции. (№1-№12)

Средневековые задачи-мансубы. Первые европейские композиции. Сборники «Цивис Бононие» и «Бонус социус». Задачи на пари

 

Глава   2. Подъем задачной композиции в Европе. (№13-№30)

Стамма и его сборник. Дель Рио и моденская группа. Композиторы начала ХIХ века; Зильбершмидт, Доллингер,

 

Глава   3.  Формирование современных принципов. (31-№54)

Возникновение периодической шахматной печати. Основоположники современной задачи - композиторы 40-х годов.

Д'Орвилль. Болтон. Бреде.  Андерсен.  «Индийская  задача». Сборник Александра

 

Часть  II.    Основные центры европейской задачной композиции XIX века

Глава   4.  Задачная композиция в Англии. (55-№81)

Первые конкурсы составления задач. Йоркширская группа: Гримшоу, Тертон, Кидсон. «Д. Б.из Брайдпорта» Джон Браун. Хили. Кзмпбелл.

Сборник «Английская шахматная задача»

 

Глава  5. Задачная композиция в Германии и Австрии. (82-№102)

Чемпион международных конкурсов—Конрад Байер. Открытие новых идей. Новотный. Плахутта. Зеебергер.

Конкурсы Западногерманского  шахматного  союза

 

Глава   6.  Задачная композиция  во Франции. (№103-№117)

Международные конкурсы во Франции. Творчество французских композиторов. Аноним из Лилля Эрлен. Ламуру. Гродеманж. Прадинья

 

Часть  ///.  Формирование национальных школ

Глава   7.   Английская   школа. (№118-№162)

Стили и школы. Принципы английской школы. Лоус. Плэнк. Сборник «Шахматная задача. Руководство с иллюстрациями».

Воплощение принципов английской школы в двухходовых и трехходовых  задачах. Хискот. Тавернер. Мэкензи.

 

Глава   8.  Немецкая школа. (№163-№201)

Котц и Коккелькорн. Клетт, Бергер и его книга «Шахматные задачи и искусство их составления». Принципы немецкой школы.

Конкурсы Германского шахматного союза. Венская группа проблемистов: Эрлин,  Фейгль

 

Глава   9. Чешская  школа. (202-№240)

Кениг основоположник чешской школы. Конкурсы журнала «Светозор». Добруский. Хохолоуш. Поспишил.

Сборник «Чешские шахматные задачи» и принципы чешской школы. Творчество чешских композиторов

 

Часть   IV.  Задачная композиция в других европейских странах и США

Глава   10. Распространение шахматной задачи в Европе. (241-№273)

Задачная композиция в Голландии, Швеции, Дании, Венгрии, Италии,  Швейцарии,  Финляндии,  Испании,  Польше

 

Глава    11. Задачная  композиция  в США. (274-№318)

Первые американские конкурсы. Кук. Чини. Сборник «Американские шахматные орешки». Лойд. Егo творческие взгляды и книга «Шахматная стратегия». Шинкман. Двухходовая задача в США

 

Часть   V. Задачная композиция в России

Глава  12. Становление современной композиции в России. (319-№336)

Пионер русской композиции А. Д. Петров. «Шахматный листок»  В. М. Михайлова,

 И. С. Шумов и отдел «Всемирной иллюстрации». Композиция в журналах М. И. Чигорина. «Теория шахматных задач» М. К. Гоняева

 

Глава  13. Подъем русской композиции в конце XIX века. (337-№375)

П. П. Бобров. Композиция в «Шахматном обозрении» и «Шахматном журнале». Конкурсы составления задач.

Творческие искания русских композиторов. А. В. Галицкий, его творчество и теоретические работы

 

Указатель  задач по  авторам

 

Указатель литературы

 

Корректировка задач

Практическую игру часто называют прозой, композицию—поэзией шахмат. И в этой сравнении много верного. О развитии задачной композиции в XIX веке, о людях, двигавших ее вперед, о лучших произведениях, которыми они обогатили сокровищницу шахматного искусства, рассказывает эта книга - Автор—мастер спорта, кандидат технических наук Е. И. Умнов является одним из ведущих практиков и теоретиков советской задачной композиции. По широте охвата материала книга не имеет себе равных не только в нашей, но и во всей мировой литературе.

ОТ АВТОРА

Шахматная задачная композиция имеет многовековую историю. Она прошла длительный и сложный путь — от средневековых мансуб до задач наших дней. Важное место в этом процессе занимает XIX век. Именно в этом столетии были сформулированы основные художественные принципы задачной композиции, сделаны важнейшие открытия, продолжающие до сих пор питать творчество проблемистов, намечены основные творческие направления, сформировались первые задачные школы, которым предстояло развиваться и совершенствоваться в дальнейшем. В том же веке появилась периодическая шахматная печать, начались и широко внедрились конкурсы составления задач — все это послужило мощным стимулом для развития композиции. С ростом культурного обмена между отдельными странами композиция, первоначально развивавшаяся в небольшом числе европейских государств, широко распространилась по всему земному шару.

Истории шахматной задачи в XIX веке и посвящена настоящая книга. Материал расположен по отдельным странам в хронологическом порядке. Такая система позволит читателю воссоздать общую картину развития композиции в XIX веке и вместе с тем получить представление об основных школах и направлениях. В первую очередь рассмотрено развитие задачи в тех странах, в которых зародилась современная композиция и которые на протяжении всего столетия оставались ее основными центрами. Отдельно выделены данные, характеризующие формирование национальных школ, затем освещено развитие композиции в других странах Европы и США. В самостоятельный раздел выделены материалы о русской задачной композиции. В приложении дается список основных работ, относящихся к рассматриваемому в книге периоду, ссылки на них делаются по ходу изложения.

Уже на первых страницах книги читатель встретится с понятиями правильного, экономичного и чистого мата. Напомним, что мат называется правильным, если в нем участвуют все наличные фигуры белых (исключение возможно лишь для короля и пешек), а каждое поле матовой зоны недоступно королю только по одной причине — оно или занято своей фигурой или атаковано единственной вражеской фигурой. При выполнении только первого условия мат считается экономичным, только второго - чистым.

В работе над книгой ценную помощь автору оказали коллеги, участники I Международного конгресса композиторов в Пиране 1958 г.; автор выражает им искреннюю благодарность.