Формализм и мода

    Мир искусства есть мир красоты и, следовательно, философский мир, входить в него надо хоть немного подготовленным. Поговорим поэтому о таких важных понятиях, как формализм и мода в искусстве. Знание их важно в творческом процессе.

    Прежде всего зададимся вопросом - что такое формализм в композиции? Ответ прост - это антихудожественный метод, основанный на эстетизации формальных элементов решения. Там, где нет эстетического начала, там всегда формализм.

    Особую тревогу уже много лет вызывает формальное, нехудожественное развитие современной двухходовки, ее эстетизированные элементы решения (например, перемена функций ходов и пр.) не являются на самом деле эстетическими объектами, они вообще не замечаются при решении и, следовательно, не могут считаться содержанием.  

    Творчество в области двухходовки давно стало элитарным, оно никого, кроме узкой группы лиц, не интересует и за пределы этой группы не выходит. Жаль, конечно, что произведения лишены общественного значения, но что делать?

    Формализм живуч!

    Между прочим, таким же невидимым для решателя содержанием обладают задачи с циклами. Если же решатель их и обнаружит, то кроме раздражения или равнодушия ничего не получит.

    Как известно, так называемые тактические идей (блокирования, перекрытия, отвлечения, связывания и др.) сами по себе формальны, они -язык шахмат. Их эстетизация и выражение в рекордном виде составляют сущность стратегического стиля. Рассмотрим примеры.

    Восемь блокирований, рекорд, но задача формальная, без рекорда формализм был бы слишком заметен. Рассудком вы можете не согласиться с этим приговором, но послушайте свое сердце - оно молчит.

     

      

    Шесть перекрытий пешками, однотипность перекрытий облагораживает форму. Однако рекордом формализм не скрыть.

    Блокирования, перекрытия и другиетактические идеи”- не есть показатели формализма, хотя и относятся к формальным категориям, они присутствуют и в художественных произведениях, но как метод выражения той или иной содержательной идеи. Вот примеры.

     Здесь перекрытия ладьи слоном не формальны, ладья привлекается на перекрытую вертикаль.  Различие это существенное и поэтому .задача несомненно художественная.

     

     Подлинно художественная задача, ее содержание - в двухкратном распатовании! Вторые ходы белых неожиданны, они восхищают. Самосвязывание же всего лишь форма реализации превосходной идеи, а не "стратегическая идея*.

    Позволю себе громко сказать: огромный вред композиции нанесли те горе-теоретики, которые провозгласили содержанием задач блокирования, перекрытия, отвлечения, включения, связывания, развязывания и шахи белому королю» назвав их "стратегическими идеями". Эти формальные категории долгие годы эстетизируются, создаются рекордные механизмы, которые после публикации и хвалебных гимнов в их адрес быстро забываются. Форма не может быть названа "идеей". Правда, мы привыкли, к навязанной нам терминологии, но истина требует отказаться от нее. И не пора ли прекратить тратить силы и средства во имя ложной концепции.

    Эстетизация правильных матов, объявление их основным содержанием есть также формализм. Правильные маты усиливают эстетическое восприятие, но содержания не формируют, они есть форма и только форма. Содержанием чешских задач чаще всего выступает встречная игра белых и черных фигур. Если такой игры нет, то мы.имеем дело с формальным произведением. В прошлом поклонники чешского стиля хорошо это знали.

    Однако встречная игра может быть также формальной, как в следующем примере.

     

     

    Идея самосвязываниния как и в N 4. реализована, но здесь выступает в качестве основного содержания. Правильные маты никакого содержания не добавляют. Все здесь формально, и можно только удивляться,- почему, получила она в те времена I приз?

    Часто к задачам без правильных матов, особенно к миниатюрам, относятся пренебрежительно, не считают их достойными внимания. Увы, это грубейшая ошибка.

    Мат неправильный, но задача очень приятна. Судья не побоялся присудить ей 2 приз в одном из конкурсов и был справедлив. Именно такие произведения пользуются успехом у широкой аудитории, они благородно просты.

    Позволю уклониться от шахмат и обратить ваше внимание на любопытную деталь наших дней. Как известно, телесериал "Богатые тоже плачут" пользуется у зрителей небывалым успехом. Дело в том, что в нем непрерывная цепь психологических этюдов и сцен, в которых все просто и понятно. Правда же психологическая есть- правда художественная. Как. же относятся к этому сериалу некоторые киноактеры? Увы, с пренебрежением, как к некоторому пустячку, не достойному внимания. Это внешне, а внутренне - с завистью и ненавистью. Точно также в среде композиторов талантливые находки, обычно простые и всем понятные, часто воспринимаются с деланным равнодушием или с некоторым раздражением.

    Мода - временный спутник формализма. Мода в искусстве - это не удовлетворение эстетических запросов, а стремление личности повысить свой вес и престиж. Мода извращает эстетические категории, художественные достоинства теряют вес как нечто старомодное, ввиду чего через моду проникают в искусство бездарные произведения, подлинные же ценности не замечаются.

    Присуждение в условиях моды - это, прежде всего, реагирование на модные проявления, не заметить их опасно, формалисты этого не простят. Модные задачи обычно не понятны широкому кругу любителей шахмат, а все непонятное в искусстве - это плохо.

    Любопытны слова Л.Толстого: "Сказать, что произведение хорошо, но не понятно, все равно что сказать про какую-нибудь пишу, что она очень хороша, но люди не могут есть ее... Извращенное искусство непонятно людям, но хорошее всегда понятно всем".

    На философском языке можно сказать и так: формализм и мода уничтожают коммуникативную функцию композиции и вместе с тем разрушают само искусство композиции.

    В заключение поговорим о решателях. Сторонников моды широкая аудитория, не интересует, по их мнению, она отсталая, не знает предмета, не понимает новаторства. Но почему же она хорошо понимает произведения Галицкого, Лойда и других классиков?! По данному вопросу есть знаменательное высказывание  также  Л.Толстого:

    "Говорить, что человек не трогается моим искусством потому, что еще глуп, что очень самонадеянно и вместе дерзко, значит извращать роли и сваливать с больной головы на здоровую."

    Проповедуя отсталость любителей шахмат, сторонники моды стремятся не научить, а приучить решателей к своим формам, извратить их чувства при восприятии. Эстетическое принуждение есть психологическая сущность такого отношения к любителям шахмат, а это рождает агрессивность, саморекламу и прочие пороки.

    Композиция - это союз двух, композитора и решателя, решателя простого, непосредственного и немного наивного. Нет такого союза, нет и композиции. Между прочим, о таком, зрителе мечтал К.Станиславский.

    Огромная пропасть лежит между композитором, работающим ради удовлетворения мелочного самолюбия, и композитором с поэтическим даром и философским умом. Эти суждения невольно возникают при рассмотрении сущности моды.

    Формализм далеко не безвреден, для борьбы с  ним мало ума и желания, нужна энергия, последовательность, упорная мысль в поиске истины.

     

    А. Калинин               “Шахматная композиция”  1993-4

    Автору сайта близки взгляды Александра Константиновича на композицию, хотя  не совсем. Главное чтобы в произведении присутствовала оригинальная идея выраженная оптимальным образом. И не всегда надо прислушиваться только к сердцу, иногда нужно чтобы и голова поработала.

    Еще заинтересовал пример №1

    Согласен с автором статьи, что подобные произведения имеют право на существование только при рекордном воплощении. Но здесь пример не совсем удачный.  Поле  'c4' уже заблокировано, а поле 'd4'  блокируется дважды, хотя и маты разные. Такой рекорд наверняка можно превзойти, блокируя поля разными фигурами. Например добавив черного слона на 'g8'  получим 9-е формальное блокирование (поля 'e6') , правда с тем же матом.

    Интереснее было бы попробовать заблокировать все 8 полей вокруг короля. Кому это удастся - присылайте задачу для страницы рекордов.

    Григорий Попов, PopovGL@pochta.ru

    31 августа  2010 года