«Двойное перестроение двух фигур на одной линии»

авторы: Златко Михайлоски и Зоран Гавриловски

(оригинальная статья опубликована в The Macedonian Problemist № 47, 2015)

Обширное исследование тем Класинца, Рэма и других линейных тем в многоходовых коопматах было недавно дополнено еще одной линейной комбинацией. Ее суть заключается во взаимном изменении положения двух белых (или черных) фигур на разных сторонах одной и той же линии, которое немного напоминает детскую игру “Чехарда”.

Автор двенадцати задач, приведенных в данной статье, определяет эту комбинацию или (новую?) тему следующим образом: две фигуры одного цвета стоят на какой-либо линии шахматной доски. А - передняя фигура, и B - задняя фигура в определенном направлении. Они меняют свои позиции так, что 1) А становится задней фигурой, а B становится передней фигурой; и затем снова - 2) А опять становится передней фигурой, а B - задней.

Ниже мы приводим 14 задач, демонстрирующих эту тему. Тринадцать из них представлены в порядке возрастания силы тематических фигур (пешка, конь, слон, ладья и ферзь) и в завершении статьи приведен двухцветный пример темы.

№ 1
Zlatko Mihajloski
The Macedonian Problemist № 47, 2015
white Pd2 Kc2 black Bh8 Kd4 Qg7 Pe4c3c5c7e6e7 Sf2c6 Rd1
h#5(2+12)
№2
Zlatko Mihajloski
The Macedonian Problemist № 47, 2015
white Kg7 Sh7 black Pd7b6 Sc7b5 Rf8 Kd5
h#4.5(2+6)
№ 3
Zlatko Mihajloski
The Macedonian Problemist № 47, 2015
white Sh4 Kf6 black Sa8 Rh7 Kd4
h#5.5(2+3)

I ) ♙ и ♔

Задача № 1 показывает двойное перестроение белой пешки и белого короля. Фигура, ближайшая к направлению движения обеих тематических фигур по линии 'c', является передней фигурой (белая пешка после хода 1...dxc3), а белый король - задняя фигура. Белый король становится передней фигурой в два хода (2...Kb3 3...Kc4), а затем белая пешка возвращается на переднюю позицию на тематической линии 'c' (4...cxd4 5...dxc5#).

1.Kd4-e5 d2*c3 2.Rd1-d7 Kc2-b3 3.Ke5-d6 Kb3-c4 4.Qg7-d4 + c3*d4 5.Bh8-e5 d4*c5 # {(model mate)}


II ) ♘ и ♔

В задаче № 2 двойное перестроение происходит на 7-й горизонтали: белый король - передняя фигура на линии h7-e7, а белый конь - задняя; на втором ходу белых конь становится перед королем; непосредственно перед финальной позицией белый король вновь становится передней фигурой (4...Ke7).

1...Sh7-g5 2.Rf8-f5 Sg5-f7 3.Kd5-c6 Kg7-f8 4.Rf5-c5 Kf8-e7 5.d7-d5 Sf7-d8 # {(ideal mate)}

Минимальная малютка (Tanagra), обозначенная в данной статье под № 3, - наиболее экономичное исполнение темы. Тематическое перестроение здесь происходит на линии h4-d8.

1...Sh4-g6 {[Sf5+?]} 2.Rh7-b7 Sg6-e7 3.Kd4-c5 Kf6-f7 4.Kc5-b6 Kf7-e8 5.Kb6-a7 Ke8-d8 6.Ka7-b8 Se7-c6 # {(ideal mate)}

№ 4
Zlatko Mihajloski
The Macedonian Problemist № 47, 2015
white Kc2 Bd3 black Be2 Kd5 Qh3 Pf6 Sg2 Rd1
h#6.5(2+6)
№ 5
Zlatko Mihajloski
Sp. Prize, ЮК "В. Чепижному - 80" 2014
white Kg1 Bd4 black Bc3 Ke7 Qe4 Pd6d5 Sc2 Rd2
h#6.5(2+7)
№ 6
Zlatko Mihajloski
4th Prize, Olympic Tourney 2010
white Kh2 Be5 black Qf1 Pe7e6 Kg8 Rd3g1 Bb2
h#6.5(2+7)

III ) ♗ и ♔

Задача № 4 показывает перестроение белого короля и белого слона (это наиболее часто используемые тематические фигуры) на тематической линии c2-g6 с белым слоном, стоящим впереди короля; но после 3....Ke4 белый король становится передней фигурой. После забавной игры а-ля Бристоль в исполнении черного и белого слонов и после размашистой игры черного ферзя (5.Qa3!) белый слон, играя на поле g6, опять становится передней фигурой на тематической линии (перед движением по этой линии в обратном направлении чтобы дать мат).

1...Kc2-c3 2.Kd5-e6 Kc3-d4 3.Be2-h5 {!} Kd4-e4 4.Bh5-f7 Bd3-e2{!} 5.Qh3-a3{!} Be2-h5 6.Qa3-e7 {[Rd6?]} Bh5-g6 7.Rd1-d6 Bg6-f5 #

Тематичность задачи № 5 спорна, поскольку до прибытия белого короля на другую сторону диагонали g1-d4 (5...Ke3) белый слон уже покинул эту линию (4...Be1). Вне зависимости от решения вопроса тематичности, эта задача примечательна идеальным матом и круизом (round-trip) белого слона - не случайно судья конкурса отметил высокую технику составления автора.

1...Bd4-f2 {!} 2.Qe4-e6 Kg1-g2 3.Ke7-f6 Kg2-f3 4.Kf6-e5 Bf2-e1 5.Sc2-d4 + Kf3-e3 6.Rd2-f2 Be1*c3 7.Rf2-f5 Bc3*d4 #

У задачи № 6 очень богатое содержание: в дополнение к выражению темы (в игре белого короля и белого слона), разрабатываемой в данной статье, белый и черный слоны выполняют также тему Рэма, а белый слон после критического первого хода завершает круиз (round-trip) на последнем ходу.

1...Be5-g3{!} 2.Qf1-f7{!} Kh2-h3 3.Kg8-g7 Kh3-g4 4.Kg7-f6 Kg4-f4 5.Bb2-d4{!} Bg3-e1{!} 6.Rg1-g6 Be1-c3 7.Bd4-e5 + Bc3*e5 # {(model mate)}

№ 7
Zlatko Mihajloski
2nd Prize, Die Schwalbe 2010
white Ke2 Bb5 black Bh1 Kd8 Qd6 Ph7b6 Sa3 Rh3c1
h#6.5(2+8)
№ 8
Zlatko Mihajloski
2nd Pr. The Macedonian Problemist 2010
white Kf4 Bg3 black Ph5d4a5b7 Sd2 Bb2 Kc8 Rd5c5
h#6.5(2+9)
№ 9
Zlatko Mihajloski & Fadil Abdurahmanović
E158, SuperProblem, 19-08-2015
white Kg2 Bg1 black Qf5 Pg7 Ka1 Rd3e7 Bg5
h#9(2+6)

В задаче № 7 белый король становится передней фигурой на 4-м ходу; белый слон после критического первого хода и круиза ( round-trip ) опять становится передней фигурой (6...Bxb5#).

1...Bb5-d3 {!} 2.Rc1-c8{! [Rc7?]} Ke2-d2 3.Kd8-c7 Kd2-c3 4.Sa3-b5 + {[S~?]} Kc3-c4 5.Bh1-b7{! [Kc6?]} Bd3-c2 6.Kc7-c6 Bc2-a4 7.Rc8-c7 Ba4*b5 # {(model mate)}

В следующей задаче (№ 8) передней фигурой является белый король. Белый слон становится передней фигурой после 3...Be5, чтобы позволить белому королю совершить проход и отыграть свою тематическую часть. Черные ладьи играют на бристольский манер по 5-й горизонтали и по вертикали 'a'.

1...Bg3-h4{! [Bf2?]} 2.a5-a4 Bh4-f6{! [Bxd4?]} 3.Rc5-a5 Bf6-e5 4.Ra5-a8{!} Kf4-f5 5.Rd5-a5 Kf5-e6 6.Ra5-a7{!} Ke6-d6 7.Kc8-b8 Kd6-d7 #

Тасковая задача № 9 удваивает тему на второй горизонтали.

1.Bg5-e3{!} Bg1-f2{!} 2.g7-g5 Kg2-f1 3.g5-g4 Kf1-e2 4.g4-g3 Bf2-e1 5.g3-g2 Be1-d2 6.g2-g1=S + Ke2-d1 7.Sg1-e2 Kd1-c2 8.Se2-c3{[Sc1?]} Bd2-c1 9.Sc3-a2 Bc1-b2 # {(model mate)}

№ 10
Zlatko Mihajloski
The Macedonian Problemist № 46, 2015
white Kd1 Rf2 black Bf4a4 Ke7 Qb2 Pc6b5e6d4c3g2 Sg5f6 Re5c2
h#5.52 solutions(2+14)
№ 11
Fadil Abdurahmanović
Tovariš 1969
white Sf2 Kc5 black Qg3 Ke8 Rh8 Sg7 Bh2
h#4(2+5)
№ 12
Fadil Abdurahmanović & bernd ellinghoven
Comm., Soumen Tehtäväniekat 1999
white Ph3 Ke1 Rh1 black Ph4d4e4 Ke3 Rd2
h#4.5(3+5)

IV ) ♖ (♜) и ♔ (♚)

Единственный пример двойного перестроения в форме двух решений - задача № 10. Обратите внимание, как эффективно взаимодействуют белые и черные фигуры, чтобы определить выбор и порядок ходов. Некоторые интересные тактические детали (такие как прибытие фигур на освободившиеся поля) украшают эту интересную задачу.

1...Rf2-e2{!} 2.Sf6-h5{!} Kd1-e1 3.Ke7-f6 Ke1-f2 4.Sg5-h3 + Kf2-f3 5.Kf6-g5 Re2*g2 + 6.Kg5-h4 Rg2-g4 # {(line d1-g4),
 } 1...Rf2-d2 2.Re5-c5{!} Kd1-e2 3.Ke7-d6 Ke2-d3 4.Kd6-d5 Rd2-f2{!} 5.Rc2-e2{!} Rf2*f4 6.Re2-e5 Rf4*d4 # {(line d1-d4)}


Рокировка как особый тип перестроения

Следующие две задачи представляют собой особый тип темы, поскольку первая часть тематического перестроения выполнена посредством рокировки.

Задача № 11 - самый старый известный нам пример заявленной темы; это единственный пример с черными тематическими фигурами, а также самый короткий. Ладья h8 и король e8 используют один полуход чтобы перестроиться на противоположные стороны тематической линии и затем черная ладья посредством круиза (round-trip) возвращается на свою исходную позицию.

1.0-0 Sf2-e4 2.Rf8-f4 Kc5-d6 3.Rf4-h4 + Kd6-e7 4.Rh4-h8 Se4-f6 # {(model mate)}

В задаче№ 12 после рокировки белая ладья на манер круиза (round-trip) возвращается на исходную позицию, становясь задней батарейной фигурой.

1...0-0 2.Ke3-e2 Rf1-f2 + 3.Ke2-e1 Rf2-h2 4.e4-e3 Rh2-h1 5.e3-e2 Kg1-g2 #


V ) ♕ и ♔

№ 13
Zlatko Mihajloski
The Macedonian Problemist № 46, 2015

№ 13 - единственная в данной статье задача, в которой тема реализована с использованием самой сильной белой фигуры (которая возвращается на поле e4 треугольным маневром). Само собой разумеется, что ввиду силы белого ферзя, было бы чересчур требовать от композитора выполнения тематической комбинации в более экономной позиции и с правильным матом.

1...Qe4-e2{!} 2.Bd4-f6 Ke1-f2 3.Qe7-d6 Kf2-e3 4.Kd7-e6 Qe2*d3{[Qxf3?]} 5.Ke6-e5 Qd3-e4 #

white Qe4 Ke1 black Bd4g2 Kd7 Qe7 Pc3c2d3f3 Sb6 Rd2
h#4.5(2+10)

VI ) ♗ и ♝

№ 14
F. Abdurahmanović & Z. Mihajloski
1st Prize, StrateGems 2011

Парадокс перестроения усиливается, если обе однотипные тематические фигуры могут двигаться по тематической линии, но по какой-то причине необходимо перестроить их дважды. В данной статье № 14 - единственная задача с двойным перестроением фигур разного цвета и без белого или черного короля в качестве тематической фигуры. Судья Кристер Юнссон прокомментировал эту задачу так: “Чистый победитель. Сначала белый слон обходит вокруг черного слона (Ba3-Bd6-Bxe5). Потом, черный слон совершает аналогичный маневр (Bb4-Bf8-Bg7). Блестящий геометрический спектакль!”.

1...Bb2-a3{!} 2.Sc5-d7 Ba3-d6 3.Sd7-f6 Bd6*e5 4.Bc3-b4 + Ke3-f4 5.Bb4-f8 Kf4-g5 6.Bf8-g7 Kg5-g6 7.Sf6-g8 Be5*g7 #{(model mate)}

white Ke3 Bb2 black Bc3 Kh8 Qg2 Pe6e5e4 Sc5g3 Rb3
h#6.5(2+9)

Примеры из настоящей статьи иллюстрируют лишь некоторые возможности двойного перестроения фигур на одной линии. Несмотря на то, что в наше время трудно найти что-то новое в сверхисследованной области многоходовых коопматов, вышеупомянутый творческий опус вносит вклад в теорию и практику шахматной композиции путем систематического представления предложенной идеи (темы) в органической связи с типичными мотивами жанра.

Мы просим проблемистов высказать свои мнения относительно того, может ли рассматриваться разработанная в этой статье линейная комбинация в качестве отдельной темы, и может ли она быть названа темой Михайлоски. Приглашаем также к составлению новых тематических примеров, включая задействование черных фигур в качестве тематических, удвоение или сочетание предложенной идеи с другими темами. Мы работаем над написанием новой статьи, в которой могут быть опубликованы ваши оригинальные произведения. Комментарии и/или оригинальные задачи направляйте Зорану Гавриловскому на эл. почту (mprobl@yahoo.com).



Опубликовано на сайте superproblem.ru 28 ноября 2015

КОММЕНТАРИИ посетителей
comments powered by HyperComments





Перевод на русский язык

Виталий Мединцев
vitalymedintsev@gmail.com

Связаться с авторами

Златко Михайлоски @
Зоран Гавриловски @

Комментарии

показать / комментировать


НАЗАД
на стартовую страницу рубрики